АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПОДПОВЕРХНОСТНЫХ РАССЛОЕНИЙ НА КОМПОЗИЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Авторы: Давыдов И.А., Кондрякова М.А.
МРНТИ 73.37.41

Аннотация: Подготовленная автором статья представляет собой исследование, направленное на автоматизацию диагностирования подповерхностных расслоений на композиционных конструкциях воздушных судов, которые образуются при постударных повреждениях. В данной статье представлены результаты испытаний – удар наносился по «образца свидетелям», то есть из композиционного материала, который используется в конструкциях гражданских воздушных судов. Удар наносился наконечниками различной формой и диаметром, позволяющие максимально смоделировать эксплуатационные дефекты воздушных судов. Ударное воздействие производилось в диапазоне от 5 Дж до 80 Дж, воздействие ниже этого предела не приводят к расслоению композиционного материала, воздействия выше заданного предела приводят к трещинам на поверхности композиционного материала и существенно меняют форму конструкции, что выходит за рамки данного исследования. С помощью регрессионного анализа по результатам
испытаний получены соотношения геометрических переменных дефектов и ударных воздействий, что позволяет моделировать ширину, глубину и форму дефекта от энергии удара и наоборот. На основе полученных данных автором разработано программное обеспечение на языке программирования Java, которое по геометрическим данным дефекта на поверхности композиционного материала рассчитывает подповерхностное расслоение при постударном
повреждении. Автоматизация процесса диагностики постударных повреждений существенно сокращает вероятность пропуска подповерхностного дефекта на композиционном материале инженернотехническим составом авиационного предприятия, а также автоматически выдает рекомендации о замене или ремонта авиационной композиционной конструкции. Актуальность изучения композиционных материалов приобретает особое значение в связи с разработкой абсолютно нового отечественного лайнера МС-21-310, в котором крыло выполнено из многослойного углепластика. Разработанное программное обеспечение на основе результатов испытаний, окажет влияние для успешного обеспечения послепродажной эксплуатации воздушного судна и поддержание летной годности.

Ключевые слова: композиционные материала, авиация, дефект, эксплуатация авиационной техники, техническое обслуживание