Архив номера

№-2 (33) 2024
Авторы: Алексеева М.Е., Алексеев Р.И.

Аннотация. В данной статье выполнен обзор эволюции двухконтурных турбореактивных двигателей, рассмотрено устройство современных авиадвигателей самолетов гражданской авиации, применяемые в их конструкции технические решения, материалы и технологии. В работе освещаются проблемы, возникающие при создании двигателей со сверхвысокой степенью двухконтурности, а также перспективы дальнейшего увеличения их энергоэффективности. Авторы делают вывод о том, что разработка авиадвигателей со сверхвысокой степенью двухконтурности, в том числе и винтовентиляторных, является ключевым направлением для достижения высокого КПД, топливной экономичности и экологичности авиационных силовых установок будущего.

Ключевые слова: двухконтурный турбореактивный двигатель, степень двухконтурности, энергоэффективность, турбовентиляторные авиадвигатели, композитные материалы, винтовентиляторные силовые установки.

Авторы: Искендеров И.А., Каримов Ю.А.

Аннотация: В этой статье исследуется применение систем искусственного интеллекта (ИИ) для повышения информативности и эффективности операций дистанционного управления бортовыми системами самолетов. В условиях быстрого продвижения авиационной отрасли в сторону автоматизации и цифровизации растет потребность в интеллектуальных решениях, оптимизирующих процессы дистанционного управления. В этом исследовании изучаются различные методы искусственного интеллекта, такие как машинное обучение, глубокое обучение и обработка естественного языка, для анализа огромных объемов данных, генерируемых бортовыми системами. За счет использования искусственного интеллекта это исследование направлено на повышение эффективности, надежности и безопасности операций дистанционного управления самолетами. Кроме того, в документе обсуждаются проблемы, потенциальные преимущества и этические соображения, связанные с внедрением ИИ в авиации. Благодаря всестороннему изучению приложений искусственного интеллекта это исследование способствует продвижению интеграции интеллектуальных технологий в эксплуатацию самолетов, открывая путь к более автономным и адаптивным авиатранспортным системам.

Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), авиационные системы, дистанционное управление, автоматизация, машинное обучение, информационный контент авиации, безопасность, эффективность.

Авторы: Карипбаев С.Ж., Бимагамбетов М.А., Молдабеков А.К.,Жумадилов Ж.С.,Азелханова Ж.А.

Аннотация. Изучение движения твердого тела в электрическом и магнитном полях тесно связано со многими прикладными проблемами, возникающими при разработке новых машин и устройств в различных областях современной техники. Отсутствие чистой гладкости поверхности ротора может привести к колебаниям точности гироскопа из-за несферичности электродов, смещению центра масс Ротора в подвеске, которое происходит при перегрузке и колебаниях основания, а также при отсутствии нулевого электрода, заполняющего межэлектродное пространство подвески. Выражение угла нутации берется в зависимости от времени и определяется постоянная времени процесса распада нутационных колебаний Ротора. С учетом асферизации Ротора выявлены отклонения для конкретного гироскопа.

Ключевые слова: электростатический гироскоп, электрод, асферизация Ротора, инерционные силы.

Авторы: Макаров В.В.

Аннотация. В статье рассматривается одна из важных областей применения БЛА – тепловой контроль нарушений гидротеплоизоляционного покрытия теплотрасс. Картирование территории с теплотрассами в населенных пунктах может быть выполнено БЛА в автоматическом (облет территории по заданной программе) или автоматизированном (оператор БЛА вручную изменяет режимы полета БЛА) режимах. Такое картирование или термографирование в указанных режимах значительно эффективнее используемых сейчас методов обхода теплотрасс контролирующими бригадами. Предложен подход для получения оптимальных траекторий движения беспилотных летательных аппаратов (БЛА) при формировании термографических карт.
В заключение статьи отмечено, что оценка длины траектории движения БЛА и, следовательно, времени полета приведена для случая точного движения по заданной траектории без учета влияния внешних факторов: бокового ветра, встречного ветра, восходящих и нисходящих воздушных потоков. Оценить длину возмущенной траектории возможно для различной допустимой ветровой нагрузке с помощью имитационного моделирования.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат (БЛА), сверхлегкий беспилотный летательный аппарат (СЛБЛА), термографические (ТГ) карты, тепловизор (ТВ), опасные производственные объекты, трубопроводы тепловых сетей.

Авторы: Акылбекова Г.А., Доненко И.Л.

Аннотация. В данной работе представлен инновационный фрактальный подход к обработке сельскохозяйственных угодий с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Рассмотрен подход к анализу поверхности земли с применением фрактального анализа, включая дифракционный фрактал Фраунгофера и масштабирование ковра Серпинского. Приведен код для Arduino, позволяющий собирать данные с датчиков и отправлять их в реальном времени на смартфон через Telegram. Для более сложного анализа данных и интеграции с системами машинного обучения предложен Raspberry Pi, с кодом для сбора данных с камеры и LiDAR, а также для распознавания сельскохозяйственных культур с использованием TensorFlow. Основное внимание уделяется возможности передачи данных в реальном времени, что позволяет оперативно реагировать на изменения и анализировать большие объемы данных на более мощном оборудовании или сервере.

Ключевые слова: фрактал, беспилотный летательный аппарат, искусственный интеллект, математическое моделирование, дифференциальное уравнение, сельское хозяйство.

Авторы: Сайдумаров И.М., Бойманов И.Ж.

Аннотация:  В работе создан метод повышения пропускной способности скоростных рулежных дорожек в целях повышения эффективности взлетно-посадочной полосы с учетом условий сезонного роста потока воздушных судов и разработано инструментальное средство в виде алгоритма и программного комплекса.

 Ключевые слова: Аэродром, взлетно-посадочная полоса, эффективность, авиация, аэропорт, самолет, пропускная способность.

Авторы: Анаятова Р., Кошеков К.

Аннотация. В данном исследовании представлен инновационный метод классификации эмоциональных состояний по речевым сигналам, использующий передовые технологии обработки сигналов и машинного обучения. Предлагаемый метод включает в себя многоступенчатый подход, включающий извлечение, выбор и классификацию признаков. Сначала из речевых сигналов извлекаются ключевые акустические признаки, такие как высота тона, интенсивность, форманты и частотно-мелодические кепстральные коэффициенты (MFCC). Затем применяются методы отбора признаков, чтобы определить наиболее значимые признаки для различения различных эмоциональных состояний. Классификация осуществляется с помощью комбинации алгоритмов контролируемого обучения, включая машины опорных векторов (SVM), искусственного интеллекта и нейронные сети. Для оценки эффективности разработанного метода был использован обширный набор данных, включающий различные записи эмоциональной речи. Набор данных включал в себя различные эмоциональные состояния, такие как счастье, печаль, гнев, страх и нейтралитет. Производительность моделей классификации оценивалась с помощью стандартных показателей, таких как точность. В заключение следует отметить, что разработанный метод представляет собой надежное и эффективное решение для классификации эмоциональных состояний по речевым сигналам, имеющее потенциальное применение в таких областях, как взаимодействие человека и компьютера, мониторинг психического здоровья и аффективные вычисления. Будущая работа будет направлена на дальнейшее совершенствование модели путем включения более разнообразных наборов данных и изучения возможностей реализации в реальном времени.

Ключевые слова: классификация эмоционального состояния, речевой сигнал, извлечение признаков, машинное обучение, нейронные сети, человеко-компьютерное взаимодействие, эмоциональное вычисления, ИИ.

Авторы: Акимбай Ш.К.

Аннотация. Ежегодно в Казахстане образуется около 5-7 миллионов тонн загрязняющих веществ, примерно одна треть которых связана с транспортом. Кроме того, загрязнение воздуха на городских водосборах Казахстана обусловлено выбросами загрязняющих веществ от металлургических, нефтеперерабатывающих и химических предприятий, автотранспорта и железнодорожного транспорта. Токсичные вещества, выбрасываемые автотранспортом, оказывают негативное воздействие на атмосферу, водоемы, почву и биосферу Земли. В настоящее время автомобильный двигатель при сгорании одного килолитра бензина потребляет около 3 кг атмосферного кислорода. Каждый автомобиль выбрасывает 60 м3 газа в час, а каждый грузовой транспорт — 120 м3. Эти вещества очень опасны для живых организмов и могут стать решением проблемы. Целью данной работы является математическое и численное моделирование процессов переноса в автомобильных нейтрализаторах с использованием современных языков программирования и новейших вычислительных технологий. Решение подобных задач вносит особый вклад в решение проблемы выхлопных газов автомобилей. Задача очистки выхлопных газов заключается в исследовании каталитического окисления выхлопных газов в автомобильных нейтрализаторах. Математическая модель представляет собой систему дифференциальных уравнений. Эта система уравнений решается с помощью компьютера в автомобильном нейтрализаторе.

Ключевые слова: нейтрализатор, каталитический нейтрализатор, итерационный метод, метод прогонки.

Загрузка...