ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Авторы: Акбаева А.Н., Акбаева Л.Н.
УДК 378.147:7.01(574)

Аннотация. В статье авторы раскрывают актуальность и практическую значимость этноэстетического образования в Казахстане, что актуализируется необходимостью введения дисциплины «Этноэстетика» в высшие учебные заведения Республики. Целью изучения дисциплины является формирование этноэстетического типа личности. Так как только он способен внести в казахстанское общество стабилизирующее, ориентированное на длительную перспективу духовное начало. Этноэстетика как дисциплина состоит из трёх разделов: 1) истории казахской эстетической мысли; 2) этноэстетического воспитания; 3) теоретической этноэстетики.
Исторический раздел этноэстетики cостоит из имплицитной формы (эмпирического материала), и эксплицитной формы (теоретических трудов). Второй раздел включает в себя изучение теории этноэстетического воспитания и ее средств – казахского народного искусства (устно-поэтического, музыкального (инструментального и песенного), декоративно-прикладного, национальных праздников и игр), и профессионального искусства (художественной литературы, архитектуры, киноискусства, изобразительного, танцевального и театрального искусств). Теоретический раздел этноэстетики включает в себя предмет этноэстетики, систему категорий и ценностей, идеальную модель национального человека, казахскую эстетическую культуру.

Ключевые слова: этноэстетика, этноэстетическое образование, история казахской эстетической мысли, этноэстетическое воспитание, теоретическая этноэстетика, казахское народное и профессиональное искусство, казахская эстетическая культура.